судья международного литературного конкурса им. Дмитрия Огма
Автобиография: Что можно сказать о жизни? К сожалению, в этой реальности судьба любит только саму себя. Любимчики у нее есть, но их так мало, что можно говорить о ее феноменальном эгоизме. Надеюсь, что в следующей жизни мне не придется расстраиваться ни за себя, ни за нее.
Публикации: Издательство «Альбион» подготовило к изданию две мои рукописи: «Когда снег стал похож на цветы» и «Старое преданье».
Интервью с М. Строд
Ред.:
Что такое "литература"?
М.Строд: Литература от латинского слова lit(t)eratura, — написанное, в широком смысле совокупность любых письменных текстов.
Ред.:
Чем отличается "литература" от "художественной литературы"?
М.Строд: Различия есть, так как человек по-разному реагирует на чтение литературы и художественной литературы. Вспомните студенческие годы и чтение специальной литературы. Ночь и учебник изучен, как следствие сдан экзамен. Затем эта информация удалялась в запасники памяти, как не интересная. Художественная литература обостряет воображение, вдохновение, фантазию. Поэтому чтение художественной литературы это творчество. Творчество же в свою очередь является единственным инструментом, с помощью которого человек может взлететь над серостью мира, изменить себя и таким образом изменить мир. Любая душа содержит положительные потенции. Творчество позволяет этим потенциям проявиться, что говорит о том, что нет в нашем мире ничего драгоценнее творчества. Другими словами сохранить художественную литературу жизненно важная задача.
Ред.:
Кому нужна литература?
М.Строд: Двадцать первый век это век высоких технологий и скоростного интернета. Казалось бы, зачем людям литература, если в их распоряжении телевидение и такой мощный источник развлечений и информации, как интернет. Без сомнения доступность этих средств находит отклик в неокрепших душах молодых людей, почему так важно соответствующее воспитание в школе и семье. Но ведь есть и другая проблема. Проблема одиночества: сверстники на фоне обострения жизненных проблем отдаляются друг от друга; школа не заинтересована в том, чтобы дети были заняты радостным творчеством, а родителям некогда, они пытаются заработать на кусок хлеба. Поэтому на фоне всеобщей грамотности и информативности ниша одиночества успешно заполняется телепередачами и интернетом. А если молодые люди и читают, то читают они давно не классику, ритм жизни стал другим, предпочитая резкие, искристые, стремительные сюжеты. К счастью не все так плохо и у прилавков с книгами различных направлений все еще толпится народ, а электронные библиотеки в день посещают тысячи человек. И для определенной части населения литература всегда будет необходимой частью культурного пространства.
Ред.:
Для чего нужна литература?
М.Строд: Литература это отражение объективного мира. Все события, происходящие в мире, так или иначе, отражаются в литературном творчестве. Литература это возможность высказаться и возможность осмыслить высказанное. Литература это возможность заново пересмотреть человеческие ценности и с новой силой показать их многогранность. Несмотря на различные направления в литературном творчестве, на периоды спада и подъема, литература это вера в победоносное шествие человека по Вселенной. Это вера в неиссякаемую божескую любовь к человеку. Это вера в божественную силу и как следствие в силу человека. Это вера в могущество гармонии. Это новые идеи, новые победы и новые радости.
Ред.:
Что для Вас является главным, основным в литературе/ литературном произведении?
М.Строд: Предположим, что среднестатистический человек решил написать литературное произведение в жанре Фэнтези. Есть ли у него шанс создать нечто стоящее? Или другими словами может ли плотник или слесарь вдруг стать писателем. Обратимся к известным людям. Неужели все они сразу, со школьной скамьи знали, что будут писателями? Оказывается, нет. Например, С.В. Лукьяненко, («Ночной дозор»; «Дневной дозор»; «Сумеречный дозор» и проч.) окончил лечебный факультет АГМИ, прошел ординатуру по специальности врач-психиатр и даже работал врачом. Ю.А. Никитин («Человек с топором»; «Имаго» и проч.) в свое время был литейшиком. В.В.Головачев (написавший 40 интереснейших книг) закончил Украинский ГПКИ «Металлургавтоматика» и прежде чем начать писать, работал инженером, руководителем группы, начальником конструкторского отдела. А известный детский писатель Н. Носов создавший сказку о Незнайке, прежде чем стал писателем, был газетным торговцем, чернорабочим, землекопом и косарем. Но это наши современники. А что можно сказать о предыдущих поколениях? Прежде чем приступить к писательской деятельности известный писатель-фантаст Р. Хайнлайн («Двойная звезда»; «Звездные рейнджеры»; «Марсианка Подкейн»; «Гражданин галактики» и проч.) служил в военно-морском флоте, изучал математику, архитектуру, учился на инженера и работал маклером. Польский писатель С. Лем («Кибериада» и проч.) в свое время работал автослесарем, сварщиком, а после окончания университета, врачом. Английский писатель Льюис Кэрролл («Алиса в стране чудес») преподавал математику. Писатель Александр Беляев («Голова профессора Доуэля»; «Остров погибших кораблей»; «Человек-амфибия»; «Властелин мира»; «Человек, потерявший свое лицо»; «Ариэль» и проч.) на книгах которого выросло не одно поколение нашей страны, вынужден был давать уроки, рисовал декорации для театра, играл на скрипке оркестра цирка.
О чем это говорит? Только об одном. Не важно, кем человек был - важно, кем он стал. И все же один объединяющий момент у всех вышеназванных людей есть – талант. Неважно, в каком направлении работает писатель, главное, чтобы произведение было написано талантливо и вдохновенно, имело четкий сюжет, было конструктивным и целостным.
Ред.:
Как, по Вашему мнению, труд писателя это ремесло или озарение?
М.Строд: Гегель по этому поводу высказался довольно однозначно: «...одной из главный сторон художественного творчества является внешняя работа, так как художественное произведение имеет в себе чисто техническую сторону, доходящую в некоторых отношениях даже до ремесленности...
Ред.:
Как Вы считаете, какой должна быть литература вообще и современная литература в частности.
М.Строд: Время расставляет акценты и каждому времени соответствует привлекательность определенного вида литературы. Безусловно, это не говорит о том, что какое-то направление необходимо изъять из творчества. Творцы должны работать в тех направлениях, которые им ближе всего, и в которых они проявят себя полнее всего. А уж читатель сам выберет то, что ему будет необходимо.
Ред.:
Может ли современная литература быть "хорошей", "талантливой",
"гениальной" или это только удел классики?
М.Строд: Выше были названы наши современники, талантливые писатели. Во все времена была литература завораживающая, оставляющая в душе глубокий след и посредственная.
Ред.:
Чего на Ваш взгляд не хватает современной литературе?
М.Строд: Творец, безусловно, свободен в своем творчестве. Но силы для творчества он черпает в окружающем мире. И даруя ему такие силы, мир ждет от творца одного – духовности его произведений, то есть стремления к самосовершенствованию и высоты духа. Низменность мысли противна совершенной гармонии мира. Безусловно, бумага выдержит все! Но что получит от подобного произведения читатель?
Ред.:
Какие достоинства, достижения Вы могли бы отметить в современной литературе по сравнению с классической литературой?
М.Строд: Кто-то из современных писателей, возможно, вскоре станет классиком. Как А.С.Пушкин, которого современники не воспринимали: слишком уж легким был его слог.
Ред.:
Ваши предпочтения в литературе: русской/зарубежной // классической/ современной (авторы, жанры и пр.)
М.Строд: Философия: Е.П.Блаватская; Н.Рерих; П.Флоренский; Д.Андреев…
Поэзия: А.С.Пушкин; С.Есенин; В.Фирсов; Б.Пастернак; Г.Джемаль; В.Высоцкий; В.Ветрова…
Зарубежная художественная литература: М. Твен; М. Дрюон; А.Дюма; У. К. Ле Гуин; Р.Хайнлайн; К. Льюис; К.Саймак. А.Кларк; Дж.Р.Р.Толкин; С.Лем…
Отечественная художественная литература: И.Ефремов; В.Кожевников; В.Головачев; А.Днепров; С.Лукьяненко; Ю.Никитин; В.Звягинцев; А.Орлов…