Геннадий Нектов с самого утра ощущал душевную, приятную лёгкость. Его чудесное настроение не испортил даже моросящий, идущей дождь. Сегодня он шагал в издательство и совсем не обращал внимания, на то, что постоянно наступал в небольшие лужицы, встречающие на его пути. Все его мысли были сконцентрированы, и направлены на одном приятном ощущении - «он писатель!». Я писатель, – мысленно повторял он про себя. Сегодня мне об этом скажет редактор, издатель, что моя рукопись им понравилась, так как несёт глубокие, душевные, нравственные свежие и талантливые мысли. Поэтому её должны обязательно прочесть люди нашего общества. Иначе другого и не может быть. Я начал писать свою книгу с энтузиазмом. Описал правдивую, гражданскую позицию. Исключительно стилистическим мастерством и с прекрасными мыслями. Как писатель, знаю, что значит стоящая, настоящая правдивая мысль – улыбаясь, мысленно отвечал сам себе – Нектов. Увлекаясь своими мыслями, он шагнул прямо в лужу, которая, к сожалению, оказалась глубоководной. - Боже! – вскрикнул он. Только этого мне и не хватало. Как же я теперь в таком виде появлюсь в издательстве? Надо куда-то срочно зайти и немного обсохнуть. Не раздумывая, Геннадий Нектов, свернул на другую улицу и прямиком направился в небольшое, но довольно уютное закусочное заведение. Там он уселся в уголок, возле окна, чтоб никому не мешать. Для приличия заказал себе пару пирожков с капустой и стакан чая. Усевшись поудобней, и не теряя времени, достал свой блокнот с ручкой и как всегда, это делал, решил записать, так сказать попутные мысли. Однако в данный момент в его голове было пусто. - Мысль, мысль! – повторил Нектов вслух, и испугавшись, собственного крика, посмотрел по сторонам. За передним столиком, он заметил, как девушка с молодым парнем что-то обсуждали. Наверняка, обсуждают текст – подумал Нектов. Потому что у молодой девушки находились исписанные листы. Нектов, заметил как те, показывая руками на листы, довольно усердно дискуссировали между собой. Интересно – подумал Нектов. Возможно они тоже писатели, и теперь обсуждают слова, их литературное предназначение. – А я за ними наблюдаю!.. Ну, конечно наблюдаю! – Обрадовался собственной мысли Нектов. - Как там сказано у Шерла Холмса о наблюдении? Наблюдение, по высказываниям Холмса, несут правильные выводы от увиденного. Значит я прав. Наблюдательность – это же есть один из главных факторов писателя, его развитие в совершенстве. Надо это записать! Он стал быстро записывать свои мысли. Ещё с древних времён охотники для успешной охоты наблюдали следы зверей. От их наблюдательности зависела способность осмыслить увиденное. С древних времён люди старались найти средства, помогающие им действовать согласованно. Скотоводам и земледельцам надо было наблюдать за приметами, чтоб предсказывать погоду. Мореплавателям важно было умением ориентироваться по звёздам и солнцу. Именно благодаря наблюдательности у людей появляются новые слова, мысли которые стали волновать современников. Стали появляться идеи, нужные фразы, и даже произведения – быстро стал записывать Нектов, в свой блокнот. Например, у Герцена написано – слова это «Зов», и он будет беспристрастно раздаваться до тех пор, пока его звон не превратится в набат или торжественное ликование победы, чтобы быть услышанным. Сергей Николаевич Есин, видит слова, в виде гигантской буквы как наше огромное солнце. Нет слов, нет солнца – нет жизни – пишет он. Нет языка, фраз, золотых речей, предложений, мыслей. Если не будет нужных слов, умных мыслей, прекрасных фраз, не будет и России. Глубоко вздохнув, внимательно перечитав, посмотрев на часы, решил, что ему пора в издательство. Всю дорогу он думал, что будет говорить редактору. Главное, думал он, надо суметь показать себя, чтоб заметили твои способности, для дальнейшего сотрудничества. Ровно в десять часов утра, он зашёл в издательство и ровной уверенной походкой, какой ходят деловые люди, остановился у дверей главного редактора. Несколько секунд сосредотачивался, потом постучал и, не дожидаясь приглашения – вошёл вовнутрь комнаты. - Здравствуйте, - сказал он сходу, сидевшему за столом редактору. Тот нехотя посмотрел на вошедшего, Нектова и невпопад буркнул: «здравствуйте и снова уткнулся в свои бумаги». Потоптавшись ещё несколько секунд на месте, Нектов, снова заговорил первым. - Я пришёл узнать о судьбе моей рукописи? - Вижу – холодно ответил тот. – Ну, что вам сказать!.. – Вы хоть сами то, понимаете, что значить, стать писателем, для нашей страны? Нектов растерялся. Он приготовился услышать совсем другие слова в свой адрес, и никак не ожидал такого вопроса. - Начнём с заглавия вашей рукописи: - « Зачем вам понадобилось писать такое заглавие»? « Россия разговор с чужим». - Объясните мне, что это значит? Пожав плечами, Нектов тихо, почти шепотом произнёс: - Если бы вы, внимательно и с душой прочли рукопись, то поняли бы, почему я написал такое заглавие. Сказав это, Нектов заметил, как редактор прищурил свои глаза. Вскоре он услышал довольно громкую речь редактора: - Это я не понимаю рукописного текста? – Это я не понимаю систему приёмов написанных в тексте? Растерявшись, Нектов наблюдал за ним, пытаясь определить его настроение и постараться вмешаться в разговор, чтоб предотвратить, не дай бог, поспешной неприязни к себе. - Хотите, я объясню, почему я дал своему произведению такое заглавие? В его голосе прозвучали извиняющие нотки, отчего редактор, немного успокоился. - По правде говоря, - после минутной паузы - произнёс редактор уже сдержанней. Если быть искренним, то у меня нет никакого желания обсуждать вашу рукопись. Я уверен и считаю, что её читать никто и никогда не будет. Услышав это, Нектов вспылил. – Ошибаетесь, и сразу испугался своей смелости. Но затем, понимая, что ему терять нечего, уже уверенней, многословно, объясняя жестом рук, затараторил: - Этим, я хочу сказать, что в любом обществе не бывает чужих людей..Их просто не должно быть. Россия – это наша родина и мы в ней все жители должны быть для неё родными, близкими, но не как чужими. - Будьте добры остановитесь – произнёс редактор. Я отлично понимаю ваше волнение, вашу жажду напечататься и всё же, поверьте, что не всё написанное нужно и полезно читателям, обществу в целом. - Я это понимаю, поэтому объясняю, - пусть читатель сам разберётся. Ваше дело печатать, а положительный или отрицательный результат вынесет читатель. Писатель, пишет для читателя, но не для редактора. - Ошибаетесь! Читатель находится вне критической зоны, вне зоны общественного мнения. Читатель и писатель, пользуется советом близких, знакомых, которые не всегда дают объективный совет - Согласен в том, что читатель действительно трудно сегодня сориентироваться. Потому что сегодняшние советчики в большинстве случаев « раскрутчики» где главным инструментом – телевидение. - Опять вы ничего не поняли. Я сказал, что читатель не может быть главным критиком произведения, потому что читатель не профессиональный критик, редактор. - Извините, но я считаю, что нам с вами в этой спорной ситуации нужна индивидуальная наблюдательность. - Что, что!.. Я не понял!.. Причём тут наблюдательность? - А притом, что на первом месте всегда находятся слова, несущие информацию. И если мы внимательно проследим за словами, их значением, то увидим, что талантливых писателей специально отделяют от читателя, тогда как писатель не имеет право быть отдельно от читателя. Писатель и читатель единое целое, как великая, книга природы. Только книга природы открыта всем очам. Именно она говорит всем людям языком понятным для всех умов – так сказал: « французский философ – просветитель, Жан Жак Руссо. Его идея была понятна и нашему великому поэту Тютчеву Ф. И. - о чём свидетельствуют его такие известные поэтические слова. Не то, что мните вы, природа; Не слепок, не бездушный лик – В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык. - Неужели вы считаете, что все писатели талантливы? Вам должно известно, что у писателя, главный его партнёр – это его собственное « Я». Писатель с ним ведёт активную беседу, а это значит, что он не может принимать во внимание потребности, установки, мотивы и интересы других людей. Его собеседник, художественный образ и не может осознавать или совпадать с мнением других. - Простите, но я с вами не согласен. Разве письменность, книги не средства общения? Разве не письменность способствовала проявлению сознания и человеческого мышления? По мере сознания и мышления, человек опирается не только на личный опыт, но и благодаря общению себе подобным. Когда не было кино, телевизоров, компьютеров, то люди общались путём средства письменности. Письменность дала новые возможности для развития общественного и индивидуального сознания. Следовательно, стимулировала рост мыслительных и творческих способностей человека. Сюда входит и обязательное индивидуальное сознание самого человека. – Человека писателя!.. Пример: Летопись временных лет « Авакум», «Слово о полку Игореве». Люди не должны делится на чужих и своих, тем более писатель с редактором, издателем, тем более с читателем. - Вы хоть слышите себя, что вы говорите? В каждом произведение, прежде всего, должна присутствовать идейность, сознательность. Это является первым требованием к писателю. И никаких чужих, своих, среди редакторов и писателей, читателей - нет!? - Допустим это так! - вздохнул Нектов. – Однако идейность, важна не только в литературе, но и во всех других жизненный сферах. Для нас всех существует одно величие и общее правило: «идейная цель, прежде всего»! И тот, кто забывает это правило, тот немедленно теряет способность приносить людям пользу и превращается в презренного паразита. – Это не мои слова, а русского талантливого литературного критика, Дмитрия Ивановича Писарева. Насчёт сознания, то мне тоже это известно. Сознание – высший уровень психической активности человека, как существа социального. Оно проявляется в целенаправленном характере. Важнейшей функцией сознания является осмысление окружающей действительности. И мне как автору обидно, когда редактор, отворачивается от писателя, не объясняя сути, своего отказа (рукописи не рецензируются и не возвращаются). - Как редактор, я имею право высказывать свои мысли, если меня не устраивает рукопись. Вас это не должно обижать, так как вы можете обратиться в другие издательства; и возможно вам повезёт, и вас опубликуют. В конце, концов – вы можете напечатать свою рукопись за свой счёт в любом издании. Сегодня это не проблема. Я отлично вас понимаю, что в наших сегодняшних законах ничего сложного нет. В издательском деле тоже. Сложность состоит в том, когда этот закон попадает человеку обывателю. Канцелярскому исполнителю.