автор международного литературного конкурса им. Дмитрия Огма
Автобиография: Родилась в 1972 году, в городе Лебедянь, Липецкой области. Закончила филологический факультет Мичуринского педагогического института. Пишу сказки с 2000 года. В настоящее время живу в городе Мичуринске. Периодически публикуюсь в местных газетах.
Публикации: Несколько публикаций в местной печати
Интервью с Е. Зориной
Ред.:
Что такое "культура"?
Е.Зорина: Культура – это очень широкое понятие, которое можно определить, как ступень развития человека и общества. Тот объём ценностей, духовных и материальных, которые создаёт человек, и составляют саму культуру. Литература, на мой взгляд, является одним из важнейших составляющих объектов культуры. Посредством литературы можно увидеть развитие общества и человека, как культурного представителя определённой эпохи.
Ред.:
Что такое "образование"?
Е.Зорина: В обыденном понимании этого слова, образование – это передача навыков и знаний от учителя ученику. Сам процесс образования включает в себя передачу опыта из поколения в поколение, воспитание и т.д. Человек, вместивший тот объём информации, который даёт образование, по праву может называть себя образованным человеком. Роль литературы в образовании очень важна: какой литературой мы обеспечим обучающегося, несформировавшегося человека, такую личность и получим.
Ред.:
Что такое "литература"?
Е.Зорина: Все письменные тексты являются нашей литературой. За всю историю своего развития человечество зафиксировало и закрепило в литературе основные события и открытия, через прозаические и лирические произведения отобразила жизнь, быт и нравы какого-либо отрезка времени. Таким образом, именно на литературе базируется культура и образование. Благодаря ей мы можем судить о культуре. С помощью неё мы даём образование. Все эти вещи взаимно дополняют друг друга.
Ред.:
Чем отличается "литература" от "художественной литературы"?
Е.Зорина: Существенная разница между литературой и художественной литературой только одна: художественную литературу можно рассматривать как вид искусства, которая создаёт картины не с помощью красок, а с помощью слов. Не случайно в названии этого понятия спрятался корень «художник». Писатель – это художник, который рисует картину мира, старательно выставляя её во всемирной галерее под названием «художественная литература».
Ред.:
Кому нужна литература?
Е.Зорина: Литература нужна всем, только не все об этом знают. Развитие личности начинается с определённой информации. Для каждого человека эта информация индивидуальна, и толчком к осознаванию своего места в мире могут служить совершенно разные произведения. Для одних – это Ф.М. Достоевский «Подросток», для других – О.Бальзак «Тридцатилетняя женщина», а для третьих - «Малыш и Карлсон» А.Линдгрен.
Только с помощью литературы мы получаем культурного, образованного человека. Словом, цивилизованного представителя общества.
Ред.:
Для чего нужна литература?
Е.Зорина: В продолжении вышесказанного повторюсь: для развития личности и осознавания самого себя. Но роль литературы только этим не ограничивается, так как потребности читателя многообразны. Она может служить психологическим переключением для тех, кто сам по себе не умеет расслабляться и давать отдых от напряжённой деятельности.
Литература может служить объектом познания для тех, кто хочет исследовать какие-либо стороны жизни.
Литература, представленная разными поколениями писателей, даёт полную картину определённого временного отрезка, и для тех людей, которым нравится изучать историю, существует своя литература.
О детской литературе говорить не приходиться, так как воспитательная и познавательная роль её неоспорима. Как сказал Сергей Михалков: «Сегодня – дети, завтра – народ».
Ред.:
Что для Вас является главным, основным в литературе/ литературном произведении?
Е.Зорина: Мои основные критерии к литературе: она должна соответствовать своему значению. Если произведение познавательное, то значит познавательное; если развлекательное, то развлекательное; если фантастика, то это и должна быть фантастика, а не смешение жанров, и т.д. Это - первое.
Второе. Литература должна быть истинна и написана теми людьми, которые для этого родились, которые только этим и умеют заниматься. Это, впрочем, касается и других профессий тоже, потому что если убрать из литературного мира неписателей, настоящих писателей останется очень мало, как это и было во все времена. А писатели врать не могут и пишут только настоящую литературу, которую можно выставить в галерее «художественная литература».
К литературным произведениям требование только одно: соответствие заданной идее: а то начинаем про кузнечиков и сверчков и заканчиваем хосписом и больными детьми. Всё произведение от начала до конца должно быть пронизано одной, строго определённой задаче. Читатель должен получить ответ или вместе с писателем задуматься над сложившейся ситуацией.
За эту идею, которая вложена в произведение, в первую очередь ответственен писатель. Только он полностью отвечает перед читателем за то, что написано.
Ред.:
Как, по Вашему мнению, труд писателя это ремесло или озарение?
Е.Зорина: Труд писателя – это сначала озарение, а потом ремесло. Много талантливых людей, получивших озарение, не стали трудиться над идеей. Лень это была, нехватка времени или ещё что-либо, но тем не менее они не смогли состояться. Талант требует отдачи, над озарением нужно работать. Не случайно Л.Н.Толстой работал над эпопеей «Война и мир» 6 лет (с 1863 по 1869гг.), А.С.Пушкин над романом в стихах «Евгений Онегин» трудился 8 лет (с 1823 по 1831 гг.) и создал шедевр русской литературы. Мы говорим здесь о признанных гениях, но судя по этим цифрам, видно, что труд писателя – это огромная работа, которую надо делать после посещения музы.
Ред.:
Как Вы считаете, какой должна быть литература вообще и современная литература в частности.
Е.Зорина: Она должна быть хорошей.
Ред.:
Может ли современная литература быть "хорошей", "талантливой",
"гениальной" или это только удел классики?
Е.Зорина: овременная литература может быть и «хорошей», и «талантливой», и «гениальной». Проблема нашего времени в том, что талантливую литературу очень сложно увидеть. С появлением Интернета и сайтов со свободной публикацией обнаружилось большое количество пишущих людей и разграничить искусство от дилетантской деятельности практически невозможно. Так сказать, «за деревьями леса не видно». Ну, что же, будем искать, и конкурс, подобный Вашему, тому пример.
Ред.:
Чего на Ваш взгляд не хватает современной литературе?
Е.Зорина: У современной литературы всё есть. Она отражает современную жизнь, иначе она не была бы современной. Что видим, то и пишем. И если литература нам кажется вялотекущей, не обросшей какими-то невообразимыми идеями, то такова сама жизнь. Ведь революционные идеи, свойственные литературе XIX века, сейчас не актуальны. Не актуален и романтический герой эпохи романтизма, и т.д.
И драматизм сейчас другой, и любовь видится по-другому, и развитие взаимоотношений далеки от, например, взаимоотношений между людьми XVII века. А значит современная литература – это соответствие своему времени. Михаил Жванецкий в своём выступлении заметил: «В советское время ничего не было, но была мечта. Сейчас всё есть, но нет мечты».
Нет мечты у нас в литературе…
Ред.:
Какие достоинства, достижения Вы могли бы отметить в современной литературе по сравнению с классической литературой?
Е.Зорина: То, что она современная и отвечает потребностям современного общества.
Ред.:
Ваши предпочтения в литературе: русской/зарубежной // классической/ современной (авторы, жанры и пр.)
Е.Зорина: Однозначно на этот вопрос ответить сложно. В классической русской литературе это, конечно, Л.Н. Толстой, Н.В. Гоголь. В восторге от творчества И. Ильфа и Е. Петрова. Язык, стиль который повторить невозможно Тем не менее на формирование моего мировоззрения сильно повлияло творчество американского фантаста К. Саймака и английского романиста С. Моэма. У. Голдинг с его «Повелителем мух» просто потрясающ. А так как я причисляю себя к детским писателям, то в детской литературе особо хотелось бы выделить Г.Х. Андерсена, финскую сказочницу Туве Янссон с её волшебным миром муми-троллей, шведскую писательницу А.Линдгрен; а в русской литературе Н.Носова, Г.Остера с его «Вредными советами», очень нравится А. Гиваргизов и Сергей Седов.