автор международного литературного конкурса им. Дмитрия Огма
Ред.:
Что такое "культура"?
А.Санина: Сейчас - не знаю. Раньше слово "культура" означало для меня набор правил о том, как себя нужно вести; список культурных памятников (картины, архитектура), которые почему-то являются великими и о них надо отзываться только с восторгом. "Культура" - означало запомнить список из дел, слов, выражений придуманный кем-то по непонятному принципу (который, кстати я и не стремилась понять), чтобы не показаться дурой в глазах окружиющих.
"Культура" - стала пустым понятием. Нечто для эстетов, пустое и бессмысленное.
... не знаю, что такое культура, не могу это ни объяснить, ни выразить, но это явно не то, что я представляла себе раньше.
Ред.:
Что такое "образование"?
А.Санина: Образование - это вылепливание из исходного человеческого материала, со всеми его достоинствами, недостатками и пороками - человека, придание образа бесфоренному месиву. Так, чтобы человек мог жить в гармонии с самим собой и с окружающим его миром. Сплав практических знаний о мире и духовного опыта.
То что принято сейчас называть образованием на самом деле является обучением. Дрессировка специалистов широкого или узкого профиля, ковка дипломированных винтиков и шестеренок для большой машины.
Ред.:
Что такое "литература"?
А.Санина: Мне трудно ответить на этот вопрос. В широчайшем смысле, это письменные тексты. Но берестяная грамота, надпись на заборе, реклама - это ведь тоже письменный текст. Поэтому точнее, наверное будет так: литература - это осмысленный письменный текст, передающий системные знания о мире.
Ред.:
Чем отличается "литература" от "художественной литературы"?
А.Санина: Литература - это общее название явления. Художественная литература - более узокое понятие, специализация литературы. Для художественной литературы характерны особые приемы передачи. Текст дожен быть осмысленным, жизненно достоверным, правдивым, но подан прии помощи художественных приемов.
Ред.:
Кому нужна литература?
А.Санина: Хороший вопрос. И на него трудно дать ответ.
Литература - это опасное оружие и важно в чьих руках она находится; для чего ее используют.
От этих рук зависит что будет пониматься под термином "литература" и кому она будет нужна, и будет ли нужна вообще.
Если говорить о литературе, ведущей к осмыслению, личностному росту, то эта литература сейчас нужна очень небольшому кругу людей (относительно общей 6 миллиардной массы).
Если говорить о литературе, ведущей к деградации личности, то эта литература нужна и востребована большим количеством грамотных людей. Она нужна коммерсантам, нужна читателям, ищущим праздности, отвлечения, нужна писателям, как средство заработка или возможности чуть приподняться в собственных глазах. Сейчас ведь все можно, как говорил Шариков: "каждый имеет свое право". Но литература будет становится все менее и менее востребованной. Оно и понятно. Чего стоит оригинальный лозунг "Читать модно!". Весело сообщается о том, что вызывает немой ужас.
Ведь всем известно - мода временное явление, сегодня есть, завтра ее уже нет. А раз читать нам не "нужно, необходимо", а "модно"... это полный финиш... Я уже не говорю о том, что мода создается для тех, кто не разбирается в том, что ему сказать, что одеть, как повернуться, чтобы не показаться глупцом.
Тем, кто хочет хоть как-то сохранить бизнес приходится просить христа ради: вы уже не понимаете, но поверьте нам на слово - вы будете "круто", если купите эту книжку.
Ред.:
Для чего нужна литература?
А.Санина: Литература, дающая системные знания о мире или наводки на выход к осмыслению - нужна для воспитания личности. Расти мозгами, расти душой.
А развлекательная литература, эстетствующая и тому подобная - это эмоциональный наркотик. Именно потому что это становится чем-то вроде наркотика - людям так надо читать. Спасение от жизни и сон наяву.
Ред.:
Что для Вас является главным, основным в литературе/ литературном произведении?
А.Санина: Обычно - это классный сюжет, быстрое развитие действия, необычность происходящего, непобедимые герои, или наоборот, тоскливо-занудное, вычурно-значительное ощущение, которое можно захватить из книжки. Эмоции, ощущения. И это очень и очень тяжелый груз, от которого трудно избавиться. Дурная привычка.
Сейчас я мало читаю. И если читаю, то подробно, стараюсь читать вдумчиво. И главное - пройти путь вместе с автором книги и найти то, к чему хотел подвести автор.
Оказалось, что такой способ чтения - гораздо интереснее, хотя и гораздо более трудоемкий.
Ред.:
Как, по Вашему мнению, труд писателя это ремесло или озарение?
А.Санина:
Это скорее подвиг, в котором потребуется все что есть у писателя: талант, наблюдательность, владение словом, формой, изобретение приемов и способов передачи.
А в первую очередь, по-моему писательское дело - это мотивация. Мне очень трудно представить, что может двигать человеком, вступившим на этот путь. Если ты видишь красоту мира, что-то понял, то вот вопрос: что заставляет думать годы, искать как выразить это понимание для других людей?
Писательство (художественная литература я имею ввиду) - большое лукавство, актерство. Чтобы пойти на это, начать строить виртуальный мир - нужен очень серьезный мотив.
Ред.:
Как Вы считаете, какой должна быть литература вообще и современная литература в частности.
А.Санина: ... литературу делают люди. Значит она будет такой, какой она нужна людям. Если людям нужно развлекаться - литература будет развлекательной, выровненной по этой планке. Если людям нужно развивать какие-то свои качества (ум, душу, волю), то литература будет выравниваться уже по такой планке. Если люди не захотят ничего развивать или найдут более простое средство отвлечения, развлечения - литература закончится.
Для меня "литература вообще", если имеется ввиду и художественная, и научная и всякая разная, нужна правдивая, качественная, без искажения фактов, смысла. Современная литература нужна такая же, только в дополнение еще актуальность затрагиваемых проблем и что с ними делать или обнаружение новых фактов, данных.
Ред.:
Может ли современная литература быть "хорошей", "талантливой",
"гениальной" или это только удел классики?
А.Санина: ... Если мы рассматртваем явление: литература в современности, то чтобы она процветала, в ней должно быть решающее количество авторов (талантливых и гениальных), они должны быть востребованы. Общество, понимающее, что эти авторы необходимы и для чего они необходимы. Тогда, да, современная литература, как явление может быть талантливой, гениальной.
Но такой тенденции нет. Поэтому можно говорить только об отдельных авторах, которые практически ничего не решают, никак не влияют на общий ход событий.
Что такое "талант" и "гений" нужно разбираться отдельно, но мне кажется, что это понятия настоящие, то есть, если задаться целью, то можно выявить: имеет человек талант или нет, гений он или нет. А вот "хорошая литература" я уверена, что это субъективная оценка и не более того.
Ред.:
Чего на Ваш взгляд не хватает современной литературе?
А.Санина: Людей. Не хватает человеков. Народу много, а людей почти нет. Как говорила Раневская: "Знакомых много, а в аптеку сходить некому".
Все остальное - детали и приложится, если появятся люди. Сейчас ведь не только в литературе, а везде основная проблема - нехватка людей.
Ред.:
Какие достоинства, достижения Вы могли бы отметить в современной литературе по сравнению с классической литературой?
А.Санина: Мне не хватит знаний, чтобы ответить на этот вопрос. Но если сравнивать на ощущениях и на тех небольших знаниях, что есть у меня - достижений нет. Это, конечно огульно сказано и может быть есть достижения у отдельных писателей. Но если смотреть "общей массой":
вот классика (Пушкин, Леромонтов, Гоголь, Бунин, Некрасов и их современники, имена которых не дошли до наших дней), а вот все что лежит сейчас на прилавках, и в интернете
Что тут сказать? Распеределенное по шкале времени все вместе этоможно сравнить со стремительным взлетом вверх, а затем с таким же стремительным падением вниз. Скорости вроде одинаковые, а направление движения при этом разное.
Как будто сейчас есть фигуры времени, есть свои корифеи: Сорокин, Захар Прилепин, Быков, Улицкая. Но этого недостаточно. В России поэт должен быть больше, чем просто поэт, писатель больше, чем просто писатель; властители дум - таких сейчас нет. Есть калифы на час, которые говорят о чем-то как будто важном, но от их слов тошно в голове и пусто на сердце.
Когда в обществе возникнет необходимость в Титанах, тогда можно будет начать разговор о достоинствах в литературе. Эти люди смогут обогащать литературу, формировать ее, растить и у нас появится классика в современной литературе.
Ред.:
Ваши предпочтения в литературе: русской/зарубежной // классической/ современной (авторы, жанры и пр.)
А.Санина: Гоголь, Куприн, Вересаев, Тургенев, Лесков.
Фантастика очень нравится: Азимов, Стругацкие, Гаррисон, некоторые вещи К.Саймака, Бредбери.
Мало читаю поэзию и не очень хорошо в ней разбираюсь. Но нравятся стихи Ахматовой, Есенина, Лермонтова.